4. Светописцы.

Мы долго не видели его лица, хотя оно было запечатле­но на сотнях фотографий. В течение нескольких де­сятилетий Михаил Афанась­евич Булгаков был факти­чески под запретом. Зри­мо же он возник перед нами уже после того, ко­гда мы открыли его для себя как Мастера, одного из крупнейших русских писателей нашего века. Время проявило к нему необыкновенную бла­госклонность, сохранив для потомков и его образ, и фон, на котором протека­ли его жизнь и творчество: обстановку, предметы, пей­зажи, дома, которые он любил, и даже те, которые ненавидел. За все это мы должны благодарить фото­графию. Но вот что удивительно – нет ни одного кинокадра, который бы его зафиксировал, хотя снимали тогда много – и во МХАТе, и при различных выездных мероприятиях этого театра, да и на разных других событиях относящихся к культуре и искусстве той поры…

За годы, что я занимаюсь иконографией Михаила Бул­гакова, мне удалось уста­новить имена нескольких авто­ров, снимавших писателя. О них я и расскажу. Но есть и другие, запечатлев­шие не его самого, и все-таки, как мне кажется, за­служивающие быть назван­ными.

Первый из известных нам – Василий Экземплярский, профессор нравственного богословия Киевской духовной академии, страстный фотолюбитель, им сделано очень много групповых портретов семьи Булгаковых.

Семья Булгаковых на даче в Буче
На даче в Буче. Фото Василия Экземплярского.

Кроме того, он собирал репродукции с изображением Иисуса Христа. В Киевском музее Михаила Булгакова несколько лет назад была сделана выставка по материалам этой коллекции. Не исключено, что будущий писатель их видел, удивлялся столь разными ликами одного и того же человека (Бога?), и это явилось одной из причин его отказа от религии. Будучи крещеным, он, однако не был отпет, и похоронен по гражданскому ритуалу… Сам Экземплярский тоже проявил вольнодумство – за сравнение взглядов Льва Толстого и св. Иоанна Златоуста на жизненное значение заповедей Христовых был лишен кафедры и уволен со службы. Однако, индивидуальных портретов Михаила Афанасьевича он не сделал, или таковые до нас не дошли…

Михаил Булгаков на балконе в Нащокинском переулке. Апрель 1935 г.
Михаил Булгаков на балконе в Нащокинском переулке. Апрель 1935 г. Фото Наталии Ушаковой

Такими портретами нас порадовала художница Наталия Ушакова. Они познакомились в 1925-м году и с тех пор очень много снимала и самого писателя и его окружение. Она была книжным графиком, но снимать любила и делала это на высоком художественном уровне. Разумеется, она его и рисовала. Муж Ушаковой, филолог Нико­лай Николаевич Лямин, был лучшим другом Михаила Булгакова, и в их доме пи­сатель часто читал свои но­вые произведения. В «до­ме» — сказано слишком смело — это была просто комната в большой коммунальной квартире…

Булгаков с сигаретой
Михаил Булгаков. 1926 г. Фото Романа Кармена.

В 1926 году будущий ле­гендарный кинодокумента­лист, а в ту пору начинающий фоторепортер Роман Кармен сделал два великолепных портрета драматурга Булгакова, дебютировавшего на сцене МХАТа пьесой «Дни Турбиных». Один из них так понравился пи­сателю, что он вклеил его в свою книгу на титульном развороте. Мы не знаем, снимал ли Кармен по за­данию редакции или по «домашней линии» — его мать дружила с Л. Е. Бело­зерской-Булгаковой, в ту пору женой писателя. Любовь Евгень­евна мне рассказывала, что снимки эти сделаны в дни, когда на Булгакова обрушилась громкая слава: состоялись премьеры «Дней Турбиных» во МХАТе, «Зойкиной квартиры» — в Вахтанговском. И смотрит на нас с фото­графий счастливый чело­век — Художник, которо­го признали, высоко оценив его творчество.

Но в стране назревал «великий перелом» — его ледяное дыхание уже коснулось чут­кой души писателя, и вот перед нами совсем иное его состояние — это как бы другой человек, хотя про­шло-то всего два года. Сделал этот снимок один из лучших отечественных фотопорт­ретистов — Моисей Наппельбаум, оставивший нам образы многих замечатель­ных людей, стяжавших славу отечественной науке, культуре, искусству. Вряд ли он сделал только один кадр, но другие нам не известны, он был очень строгим мастером, и оставлял только лучшие варианты. Правда, известны несколько портретов Анны Ахматовой его работы, но делались они в разное время… О его булгаковском портрете мы поговорим позже, а сейчас вернемся к Борису Шапошникову. Вернемся - потому, что он опередил Наппельбаума на один год, и тоже создал портрет уникальный, о котором разговор тоже впереди. Главное, что эти два портрета связаны тесно и в изобразительном плане, и в смысловом.

Булгаков в профиль.
Фото Бориса Шапошникова.

Борис Шапошников был художником, искусствоведом, музейным работником, но отнюдь не фотографом, однако фотографию любил как родную сестру своих основных профессий. Пло­дом этой любви стали порт­реты многих и многих лю­дей, лица которых без Ша­пошникова мы никогда не смогли бы увидеть — сни­мал он своих друзей, а все они были людьми необык­новенными. Называли их «пречистенцы»: цвет рос­сийской интеллигенции, лю­ди искусства и науки — почти все они были репрес­сированы в годы сталин­ского террора. Михаил Бул­гаков принадлежал к кру­гу самых близких друзей Бориса Шапошникова, бла­годаря чему мы имеем много фотографий писате­ля, снятых в двадцатые и тридцатые годы. Публикуе­мый здесь снимок датирован мартом 1929 года, кстати, это редкий ракурс — Бул­гакова почти никто не сни­мал в профиль…

Илья Ильф представлен в галерее авторов булгаковских портретов единствен­ным групповым снимком. Об истории его создания мы расскажем отдельно, во второй части этого эссе…

Chroniques photographiques Mikhail Boulgakov
Михаил Булгаков. 1928 г. Фото Моисея Наппельбаума.

Моисей Наппельбаум создал целую галерею портретов выдающихся деятелей литературы и искусства, и в их числе портрет Михаила Булгакова. Портрет великолепный, передающий внутреннее состояние писателя в этот нелегкий для него период жизни. Человек, в общем-то, необразованный, Наппельбаум, однако, каким-то, особым чутьем угадывал, кто есть кто, и кто кем будет... Несмотря на многочисленные разгромные рецензии, он поверил в Булгакова, может быть, и прочитав заметку о новой пьесе "Бег", невзирая на слово "анафемский", весьма двусмысленное. Любопытно, что, за неимением в ту пору подходящего титула, ему присвоили звание Заслуженного артиста Республики…

Лежащий Булгаков
Последняя съемка писателя. Февраль 1940 г. Фото Константина Венца.

О Константине Венце (Венценосцеве), к сожалению, мы знаем совсем немно­го — кинооператор «Мос­фильма», художник-любитель, рисовавший смешные каррикатуры на киношные темы. Во время Великой Отечественной войны был фронтовым кинооператором, а потом преподавал во ВГИКе операторское мастерство. За не­сколько недель до смерти писателя его жена Елена Сергеевна пригласила Вен­ца поснимать Михаила Афа­насьевича с родными и близкими. Как фотограф, могу предположить, что он «прогнал» только одну пленку — об этом свиде­тельствует количество до­шедших до нас кадров. Не­гативы разыскать, к сожалению, не удалось. Это была последняя съемка в жизни Михаила Афанасьевича. Несколько лет назад мне посчастливилось отыскать сестру Венца и переснять у нее портрет брата…

И еще о двух авторах надо сказать, хотя снимали они не самого Булгакова, а только места и дома, связанные с его творчеством, но это были, так называемые, уходящие объекты, и в первозданном виде они сохранились только на их снимках.

Андреевский спуск

Фотография Андреевского спуска в Киеве сделана пи­сателем Виктором Некрасовым. Прежде чем его вынудили поки­нуть Родину, он успел пер­вым рассказать о «Доме Турбиных» на Андреев­ском спуске — улице, тесно связанной с судьбой и творчеством Булгакова.Очерк Некрасова был опуб­ликован в «Новом мире», но он еще и сумел найти уникальную точку съемки — в кадре оказались одновре­менно и церковь Андрея Первозванного, и гора, и «дом № 13», где когда-то жила семья Булгаковых, и где «поселились» герои ро­мана, а потом и пьесы «Белая гвардия». И ведь ни один из профес­сиональных фотографов не додумался до существова­ния такой точки, не нашел ее — все почему-то сни­мают этот дом только с улицы, как говорится, «в лоб». Исключение — верто­летная съемка, но это уже другой случай. Теперь это открытие Виктора Некрасова материализовалась в Киевский музей Булгакова, и в бесконечный поток экскурсантов, среди которых подавляющее большинство – читатели-почитатели творчества этого замечательного писателя.

Киевская комната БулгаковаМосковский фотолюбитель, тогда студент художественного училища, Дима Меркулов, поклонник таланта Михаила Булгакова, однаж­ды пришел к Наталии Аб­рамовне Ушаковой и ска­зал: «Я хочу сфотографи­ровать вашу комнату»! Он знал, что комната эта — мемориальная, историческая: здесь впервые прозвучали многие булгаковские произведения, не­которые детали комнаты нашли отражение в эпизо­дах романа «Мастер и Маргарита» - они в точности соответствуют описанию квартиры, в которой поселился Воланд со своей свитой.. Дима Меркулов совершил свой первый настоящий творческий подвиг, запечатлев эту столь доро­гую для всех почитателей писателя комнату в том виде, в котором она сохра­нялась с тех давних лет. Увы, нет уже ни самой На­талии Ушаковой, ни ее ком­наты. Через несколько дней после ее кончины, мы в сопровождении племянницы Наталии Абрамовны – Наталии Арсеньевны Обуховой пришли с Димой сюда и отсняли обстановку комнаты во всех подробностях.

Сейчас Дмитрий Меркулов живет в Голландии, работает художником-постановщиком кино, причем очень успешно. И мы с ним продолжаем общаться на Булгаковской, и не только, почве…

Вообще теме – Булгаков и фотография посвящен мой большой многолетний труд, получивший название «Михаил Булгаков. Фотолетопись жизни и творчества». Пока он существует только в виде электронной книги - на дисках, которые разлетелись по всему миру и помогают булгаковедам в их работе, а «рядовым читателям» рассказывают зримо о жизненном пути их любимого писателя. В этой книге более шестисот фотографий, рисунков и картин, охватывающих период с конца девятнадцатого века и до наших дней.

Говорю об этой книге в силу необходимости – мне придется далее иногда на нее ссылаться, называя для краткости просто «Фотолетопись». И читатель должен знать, о чем идет речь…

Series Navigation