3. Астрология.

Памятник Владимиру-КрестителюОн родился в городе, осененном Владимиром-Крестителем, фигура которого высится над Днепром совсем недалеко от того места, где была крещена Русь. И крестили новорожденного в церкви Воздвижения Честнаго Креста, и нарекли его Михаилом, что на древне-еврейском означает - Кто как Бог. И понес он через жизнь свой крест, как два тысячелетия до того нес его Сын Человеческий Иисус, именовавшийся на том же древне-еврейском - Иешуа, учивший людей любить друг друга.

Пройдет немало лет, прежде чем Михаил, обратив вспять течение времени, встретится с Иешуа.
Отсчет его жизни пошел с пятнадцатого мая года тысяча восемьсот девяносто первого от Рождества Христова и прошел под знаком Тельца, подкрепленного годом Кота...
И многое дало это сочетание гороскопов – Зодиакального и Восточного, отразившихся на его бытии и Светом и Тенью, за которыми была не борьба двух начал, а их взаимо­действие, обусловившее становление Гения…

Чёрный кот Стадо коров
ю.к.
Миша и Вера Булгаковы
Миша и Вера Булгаковы. 1894 г.

Родился Михаил Афанасьевич Булгаков в Киеве, но род его вел свое начало из центральной России - Орловской губернии. Оба деда его - священнослужители, и если один дал своему сыну Афанасию образование духовное, то другой - своей дочери Варва­ре - светское. Встретившись, дети их приняли эстафету образо­ванности и интеллигентности, а перед внуками уже встала "Сис­тема", стремящаяся погасить исходивший от духовных пастырей свет, заменить веру на безверие, а Бога - на вождя...
Один из тех внуков - Михаил Булгаков - впервые столкнется с этой Системой уже вполне сложившимся человеком, успевшим превратиться из лекаря с отличием в писателя, к которому неприменимо было определение "начинающий" - уже в первом дошед­шем до нас очерке - "Грядущие перспективы", опубликованном в газете "Грозный" 18 ноября 1919 года, он явил читателям свой писательский дар, дар необычного историка-художника, истори­ка реверсивного, видящего столь же проницательно и то, что было, и то, что будет.

Этот дар пророчества, несомненно, даро­ван Котом, в год которого он родился. И в этом своем первом Слове он предсказал мно­гие беды, что ожидали Россию, и не миновали ее по день сего­дняшний.
ежедневная газетаКороткий период после тяжелой формы тифа молодой писатель проводит во Владикавказе, пробует себя в драматургии, а затем появляется в Москве и публикует... мемуары! Именно так можно определить "Записки на манжетах", неожиданные и по форме, и по содержанию, ибо в них воспоминания о днях, в которых они пишутся.
Несмотря на тяжелейшие бытовые условия - кошмарное жилище, изношенную одежду, худую обувь, постоянное чувство голода - Булгаков проявляет неимоверную выносливость и работоспособность, присущие Тельцам, одно за другим создавая произведения, кото­рые потом войдут в классику и отечественной, и мировой литературы. Это роман "Белая гвардия", родившаяся из него пьеса "Дни Турбиных", до дня нынешнего не сходящая со сцен и экранов, повести "Собачье сердце", "Роковые яйца", и уже где-то промелькивают в его мыслях события романа "Мастер и Маргарита", которому суждено триумфальное шествие по всему миру. Одна за другой рождаются пьесы - "Зойкина квартира", "Багровый остров", "Бег", и всем им преграждает путь на сцену и в издательства железная партийная цензура. Но Телец упрям и независим, он умеет отстаивать свое право, не боится силь­ных мира сего, равнодушен к званиям и чинам, способен на са­мые смелые поступки, и потому Михаил Булгаков с открытым заб­ралом бросает вызов самым высоким "инстанциям" той самой Системы: в марте тридцатого года он пишет письмо "Правительству СССР». В нем он, в частности, заявляет: «Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти ни существовала, мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати… Глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, про­исходящего в моей отсталой стране, в противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное - изображение страшных черт моего народа… М.Булгаков, - продолжает он, - СТАЛ САТИРИКОМ, и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны ) сатира в СССР абсолютно немыслима…. И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах "Дни Турбиных", "Бег" и в романе "Белая гвардия”: упорное изо­бражение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране... Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу...».
Казалось бы, после такого письма Булгакову не сносить го­ловы? Но происходит нечто удивительное - ему звонит сам Сталин и в этом телефонном разговоре обещает, что на свое письмо он будет иметь благоприятный ответ. Таким ответом явилось зачисле­ние Булгакова режиссером-ассистентом в штат МХАТа, в чем до того ему категорически отказывали. И никаким репрессиям он подвергнут не был, хотя в ту пору «мели» даже тех, кто был тише воды и ниже травы. Секрет здесь, скорее всего, в том, что Сталин был убежден - предают только друзья, и действовал по принципу "Бей своих, чтобы чужие боялись". Булгаков же был ему ясен, и как писатель нравился - не случайно он пятнадцать раз побывал во МХАТе на "Днях Турбиных", а когда спектакль запретили, «посоветовал» его восстановить, что и было исполне­но в невиданные сроки. А чтобы Булгаков «не вредил», были при­няты соответствующие меры - его попросту не печатали: с двад­цать седьмого года по сороковой, то есть до конца жизни, ни одно его произведение на родине издано не было...
Но Тельцу, как известно, присущи такие черты, как однолюбие в профессии, устойчивость и упорство, и Булгаков, несмотря ни на что, пишет и пишет - из-под его пера одно за другим выходят бессмертные произведения - это та самая "нетленка", о коей мечтают все писатели. Создавать все это ему помогают опять-таки Телец в союзе с Котом, наделившие его чувством прекрасного, пониманием красоты, формы и гармонии, пониманием тождественности различных эпох, вечных истин, не­возможности окончательной деградации мира и человечества… Тут у него неплохая «родословная» - под знаком Кота родились и Ломоносов, и Жуковский, и Лесков…

Картина Владимира Дмитриева
Именно таким настроением проникнута эта картина, написанная другом писателя, художником Владимиром Дмитриевым, когда Михаила Афанасьевича уже не было.

Страница за страницей возникает его главное произведение -роман "Мастер и Маргарита" - он работает над ним двенадцать лет, до самого последнего вздоха, вкладывая в него всего себя…
Начав еще в "Белой гвардии" тему абсолютной необходимости в жизни человека Дома - для Тельца Дом - место святое! – («кре­мовые занавески», "зеленый абажур" как символы благоустроен­ности, комфорта и надежности), он продолжает и углубляет ее в «Мастере и Маргарите». Здесь он "осуществляет" извечную меч­ту Тельца о Своем, Собственном, Доме, окруженном садом, где-то на природе, в тишине, в хрустально чистом воздухе, мечту, которая не стала явью в жизни самого писателя: " О трижды романтический Мастер, - говорит Воланд, - неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?..". А Маргарита вто­рит ему: "Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся вино­град, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи…".

Да, удивительно, как судьба человека предопределяется его Зодиаком - Тельцы очень избирательны в отношении друзей, их у них немного, круг строго очерчен, но друзья эти - на всю жизнь. Именно так обстояло с этим у Михаила Булгакова - все его друзья были замечательными людьми, как замечательными в его жизни были и женщины, которых он любил. А в любви он 6ыл отважен, умел красиво ухаживать и пользовался успехом… И это тоже свойства Тельца. Был трижды женат, каждый брак оказывался счастливым и долгим, а расставания были тяжелыми, но по веским причинам: Мастер искал свою Маргариту. И когда нашел, был верен ей до последнего вздоха…

Как же все-таки неумолимо предопределяют жизнь человека его Знаки! Вот Кота считают мемуаристом, и Булгаков начинает свой творческий путь, как уже было сказано, именно с мемуаров -
(«Записки на манжетах»).

Слово КОТ – у многих народов, как и у нас, имеет кроме прямого, еще и разные иные значения.

Булгаков и кот
Фото Светланы Костиной

Скажем, у французов оно может означать - Любовник, Сутенер.

И на француз­ском, и на немецком, и на английском языках бытуют идеомы, построенные как раз на слове Кот.

ФРАНЦУЗЫ ГОВОРЯТ:
"Назвать кота котом"- называть вещи своими именами.
"Подложить кота" - подложить свинью.
"Мяукающий кот никогда не бывает хорошим охотником" - рассказчики не годятся в приказчики...
"Увидел кот" - были свидетели.
"Кот в мешке" - как у нас.

НЕМЦЫ ГОВОРЯТ:
"Выпустить кота из мешка" - сделать тайное явным.
"Удерживать кота" - молчать в тряпочку; сидеть и не рыпаться.
"Повесить коту бубенчик" - называть вещи своими именами.
"Кот, вхожий к кайзеру" - другим можно, а мне нельзя?
"Купить (продать) кота в мешке" - как у нас.

АНГЛИЧАНЕ ГОВОРЯТ:
(у англичан просто тьма поговорок-идиом, в которых фигурирует Кот, даже трудно перечислить, из экономии места даю только смысловые эквиваленты): Сделать подлог на выборах. Честное слово, это сделал не я! Взять на себя риск в опасном деле.
Тайное стало явным. Предатель, ренегат, перебежчик.
Людям свойственно закрывать глаза на свои грешки.
И хочется, и колется...
Вещь, что надо, первый сорт, пальчики оближешь!
Живучий человек!
Диву даешься.
Быть более живучим, чем кошка.
Знает кошка, чье мясо съела.
Пролезать через иголочное ушко.
Пустить козла в огород – Фото Светланы Костиной «Булгаковский Дом»
это значит - без кота мышам раздолье.

А еще во всех языках с КОТОМ СВЯЗАНО ПОХМЕЛЬЕ: - "Меня чертовски тошнит"!
И может быть, совсем не случайно мучающийся похмельем Степа
Лиходеев балдеет при виде кота, опрокидывающего стопарь. И случайное ли совпадение, что возле кровати Зилова, силящегося
вспомнить вчерашнюю попойку, сидит огромный черный кот, правда, игрушечный (я имею в виду Вампиловскую "Утиную охоту").

Так что Кот может иметь как положительный, так и отрицательный имидж.

Булгаковский же Кот – не как его знак, а как герой «Мастера и Маргариты», необычайно обаятельный. Может быть, потому, что он его наделил некоторыми чертами своего пасынка, младшего сына Елены Сергеевны - Сережи, мальчишки очень симпатичного и абсолютно нестандартного, про которого говорили - «С ним не соскучишься…». Черты Бегемота проступают даже в сыне Мисси, фигурирующем в «Театральном романе»: - «Вслед за дамой в комнату входил развинченной походкой, в матросской шапке, малый лет семи с необыкновенно надменной физиономией, вымазанной соевым шоколадом, и с тремя следами от ногтей под глазом. Малый тихо икал через правильные промежутки времени…».

Телец - земной Знак, и Михаилу Афанасьевичу ничто земное не чуждо, иногда он в этом даже перехлестывает через край… И от Тельца же основательность - залог долговечности всего, что он создает. И мы с вами свиде­тели тому, что всё им написанное - навсегда. Его не печатали тринадцать лет (из двадцати, отпущенных ему на творчество) при жизни и еще почти дважды столько после смерти, но и через четыре десятилетия, выйдя к читателю, он потряс его свежестью и актуальностью мысли и слова. А потом и еще четыре десятка лет прошло, но не поросли они быльем - сверкают, как и прежде. И весь мир читает его - это ведь тоже кое о чем говорит…

24 сентября 2003 г.

Series Navigation